AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Результаты социологического опроса жителей Сарпинского района

20.02.2015

ВВЕДЕНИЕ

Институтом комплексных исследований аридных территорий с 2009 года проводится социологический мониторинг «Комплексное исследование коррупции и разработка рекомендаций по снижению коррупционных рисков в Республике Калмыкия».

С 2014 года данное исследование проводится в целях реализации подпрограммы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2014-17 годы» государственной программы «Развитие эффективного государственного управления в Республике Калмыкия на 2013-2017 годы» и согласно Договору на выполнение работ по проведению социологического исследования от «01» октября 2014 г.

1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПОНДЕНТОВ

Согласно разработанной выборке, в Сарпинском районе было опрошено 56 респондентов. Из них мужчины составили 46,4%, женщины – 53,6% (см.диаграмму 1).

Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет – 19,6%, 30-49 лет – 46,4%, 50-59 лет – 12,6%, 60 лет и старше – 21,4% (см. диаграмму 2).

Как показано на диаграмме 3, респондентов без образования и с начальным образованием среди опрошенных не оказалось. Менее четверти (21,4%) - люди с неполным средним и средним образованием. Более трети опрошенных жителей Сарпинского района (37,5%) – со средним специальным образованием. Наибольшую долю среди опрошенных составили респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием (41,1%).

По своему социальному положению 64,4% респондентов представляют работающее население (рабочие, служащие, предприниматели); 21,3% являются пенсионерами; 3,6% составляют домохозяйки, 1,8 % - студенты и 8,9% – безработные (диаграмма 4).

По своему материальному положению респонденты распределились

следующим образом. Небольшая часть (5,4%) респондентов Сарпинского района отметили, что их доход в месяц больше 20000 рублей на 1 члена семьи. Каждый десятый (8,9%) отметил, что доход на каждого члена семьи составляет от 10000 до 20000 рублей в месяц. Почти треть опрошенных (30,4%) живет «от зарплаты до зарплаты» – их доход на каждого члена семьи составляет от 5500 до 10 000 рублей в месяц. Более половины участников исследования (55,4% респондентов) отметили, что их доход на каждого члена семьи составляет менее 5500 рублей в месяц (диаграмма 5). Суммарно у абсолютного большинства (85,8%) жителей района доход на каждого члена семьи значительно ниже среднего по региону.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Отношение населения к коррупции

В исследовании рассматриваются проблемы бытовой коррупции, т.е. коррупции, связанной с повседневной жизнью граждан и решением их проблем.

В ходе опроса сделана попытка выявить отношение граждан Сарпинского района к явлению «коррупция». Получены следующие ответы (диаграмма 6).

Как видно, лишь только незначительная часть респондентов (3,6%) убеждена, что взятка – «необходимая часть жизни, без которой ничего не сделать». Очевидно, для этой части населения дача взятки, а, следовательно, подкуп должностного лица является установившейся нормой жизни. Менее трети опрошенных (30,4%) признались в том, что взяток нужно избегать, но с взятками легче делать дела. Таким образом, треть опрошенных (34,0%) считает, что важным средством решения той или иной жизненной проблемы является взятка. Причем это также подкрепляется их мнением, что уровень коррупции в России достаточно высокий и взяточничество, подкуп и злоупотребления должностным положением имеют место среди чиновников и должностных лиц Калмыкии.

Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что большинство опрошенных (57,1%) считает: взяток «нужно избегать, поскольку коррупция разлагает нас». Данный результат можно рассматривать как позитивный факт, поскольку такой ответ дали: во-первых, наибольшая группа опрошенных; во-вторых, можно рассматривать этот факт как выражение мнения о том, что взятка – не единственно возможный способ решения своих проблем, учитывая, что коррупция негативно влияет на нравственное состояние общества, разлагая его изнутри.

Такой же вопрос был задан жителям Сарпинского района в ходе опросов в 2012-2013 годах. Это позволило провести сравнительный анализ по времени исследования (диаграмма 7).

Внутри группы лояльно настроенных к коррупции доли тех, кто разделяет мнение, что коррупции можно бы и избежать, но со взятками легче решать свои проблемы, остались практически на одном уровне. Одновременно доли тех, кто считает, что «взятки – это необходимая часть жизни и без этого ничего не сделать», заметно меняется: в 2012 г. – каждый восьмой (12,1%), в 2013 г. – несколько больше (17,9% - каждый шестой), в 2014 г. – достаточно резкое снижение (3,6% - каждый двадцать восьмой).

Доля жителей, негативно настроенных к коррупции, в 2012-2013 гг. составляла менее половины, в 2014 г. – более половины – 57,1%.

Затруднившихся дать определенный ответ на данный вопрос остается на уровне примерно десятой части опрошенных.

Одной из задач исследования было выявить оценку жителями Сарпинского района уровня коррупции в России. Как показали результаты исследования, две трети опрошенных (69,6%) придерживается мнения, что уровень коррупции в России высокий (см. диаграмму 8). Почти каждый пятый (19,6%) считает, что уровень коррупции в России средний. Незначительная часть опрошенных (1,8%) отметила, что уровень коррупции в России низкий. Каждый десятый (8,9%) затруднился ответить на этот вопрос (диаграмма 8).

Аналогичный вопрос был задан в социологическом исследовании 2012-2013 годов. Сравнительные данные приведены в диаграмме 9.

Как видно из приведенной диаграммы 9, несколько увеличилась доля граждан данного района, считающих, что уровень коррупции в России высокий (с 66,1% до 69,6%) и снизилась доля считающих, что коррупция в России на среднем уровне (с 23,2% до 19,6%). Также несколько снизилась доля затруднившихся ответить на данный вопрос (с 10,7% до 8,9%).

В ходе исследования была сделана попытка выявить отношение населения района к распространенному общественному мнению, согласно которому в республике имеет место быть коррупция среди чиновников и должностных лиц. По мнению большинства респондентов (58,9%), взяточничество, злоупотребление полномочиями и превышение должностного положения распространены среди чиновников и должностных лиц в нашей республике (диаграмма 10). Незначительная часть опрошенных (3,6%) отметила, что в республике нет злоупотреблений полномочиями и превышений должностного положения среди чиновников. Обращает внимание на тот факт, что более трети опрошенных жителей Сарпинского района (37,5%) затруднились или не пожелали определенно ответить на вопрос (диаграмма 10).

По сравнению с результатами исследований за 2012-2013 годы отмечается тенденция снижения доли респондентов считающих, что имеют место злоупотребления и превышение должностного положения среди чиновников (с 79,3% до 58,9%). Доля людей считающих, что не имеют место злоупотребления и превышения должностного положения среди чиновников в нашей республике остается маленькой и держится на уровне 3-5%. Кроме того, на протяжении мониторинга нами отмечается увеличение доли затруднившихся ответить (с 15,5% до 37,5%) (см. диаграмму 11).

Как свидетельствуют приведенные ниже данные, значительная часть населения (42,8%) Сарпинского района допускает, что в какой-либо ситуации даст взятку должностному лицу. Как уже упоминалось выше, большинство опрошенных (57,1%) жителей Сарпинского района считает, что взяток нужно избегать. Однако только 41,1% респондентов категорично заявили, что исключают дачу взятки должностному лицу. Немалая часть опрошенных (16,1%) затруднилась ответить на этот вопрос (см. диаграмму 12).

По сравнению с результатами исследования прошлого года наблюдается снижение доли граждан, допускающих, что в определенных условиях дадут взятку должностному лицу (с 67,8% до 42,9%), в то время как доля респондентов, полностью исключающих эту ситуацию, заметно выросла (с 26,8% до 41,1%). Одновременно увеличилась доля затруднившихся ответить на данный вопрос (с 5,4% до 16,1%) (см. диаграмму 13).

Проведенное исследование предусматривало также выявление доли граждан, столкнувшихся с коррупционными проявлениями в своей жизни. Как показали результаты исследования, каждому пятому жителю Сарпинского района хотя бы раз в жизни приходилось давать взятку, делать подарки, осуществлять подкуп или оказывать ответные услуги чиновникам и должностным лицам. Подавляющее же большинство (79,2%) ответили, что никогда в жизни этого не делали (см. диаграмму 14).

По сравнению с 2012-2013 г. соотношение ответов на данный вопрос несколько изменилось: доля лиц, признавшихся в том, что имели опыт коррупционной сделки хоть раз в жизни, уменьшилась в два раза (см. диаграмму 15).

Таким образом, как свидетельствуют полученные данные, население Сарпинского района довольно негативно относится к коррупции. Как уже отмечалось, более половины жителей Сарпинского района (57,1%) считает, что взяток нужно избегать. Кроме того, значительная часть граждан (41,1%) исключает, что в какой-либо ситуации даст взятку должностному лицу. Также положительным моментом, по нашему мнению, является снижение охвата коррупцией населения Сарпинского района.

II. Антикоррупционная политика и население

Одной из задач исследования было выявление отношения населения к проводимой политике противодействия коррупции. Как оказалось, проводимые мероприятия довольно популярны и одобряемы большинством населения (см. диаграмму 16).

Подавляющее большинство граждан Сарпинского района (82,1%), в разной степени, одобряет проведение органами государственной власти антикоррупционных мероприятий. Небольшая часть (7,2%), в разной степени, не одобряет проведение антикоррупционных мероприятий органами государственной власти. Десятая часть (10,7%) жителей не смогли определенно выразить свое мнение по этому вопросу.

В последние годы органами власти Республики Калмыкия осуществляется ряд мер по противодействию коррупции. Данные мероприятия проводятся в основном на федеральном и республиканском уровнях. В 2014 году в рамках Договора была поставлена задача выявить, какие меры антикоррупицонной направленности проводятся на муниципальном уровне, знает ли о них население и какие меры наиболее эффективны, по мнению самих жителей.

По полученным данным, заметная доля жителей Сарпинского района – более четверти (27,1%) – не слышали или не знают ни о каких мерах антикоррупционной направленности, проводимых в регионе (см. диаграмму 17).

В то же время из тех, кто что-то слышал или знает о данных мерах, наибольшую долю составляют жители района, осведомленные о распространении в СМИ информации о фактах коррупции: почти две трети (62,5%) опрошенных знают об этой антикоррупционной мере.

Около половины (45,8%) граждан слышали о работе электронного почтового ящика и телефона доверия.

Значительная доля (39,6%) жителей района отметили такую антикоррупционную меру, как «предоставление чиновниками сведений о доходах и имуществе».

Более трети (35,4%) опрошенных ответили, что им известно о проверке чиновников при их поступлении на муниципальную/государственную службу.

Треть (33,3%) жителей знают о размещении в СМИ социальной рекламы против коррупции.

Около трети (31,3%) граждан слышали об антикоррупционных мероприятиях, проводимых в районных учреждениях.

Четверть (25,0%) осведомлены о деятельности республиканской Комиссии по противодействию коррупции.

Пятой части (20,8%) жителей района известно о работе сайта по противодействию коррупции Аппарата Правительства РК (http://corrupcii.net).

Такая же часть (20,8%) опрошенных знают о деятельности комиссий по служебному поведению чиновников.

Одинаково менее пятой части (18,8%) слышали о таких мерах, как «проведение круглых столов и семинаров по борьбе с коррупцией» и «создание подразделений по профилактике коррупционных проявлений».

Шестая часть (16,7%) жителей района знает об антикоррупционной экспертизе законодательства региона.

Но следует отметить, что определенная доля (от 10,4% до 56,2%) жителей не знают о той или иной антикоррупционной мере из предложенного нами списка.

Чтобы выявить мнение населения об эффективности проводимых органами власти антикоррупционных мер, жителям района было предложено ответить на следующий вопрос: «Какие из данных антикоррупционных мер Вам кажутся наиболее эффективными?» (см. диаграмму 18).

По данным опроса, почти четверть (23,0%) жителей Сарпинского района считают, что никакие из названных антикоррупционных мер не эффективны.

Самой эффективной мерой по борьбе с коррупцией из тех, что осуществляют органы исполнительной власти в Республике Калмыкия, по мнению жителей района, является работа электронного почтового ящика и телефона доверия. Так считают наибольшая доля (52,0%) опрошенных.

Одинаково менее половины (43,7%), тем не менее довольно большая доля опрошенных граждан, назвали эффективными распространение в СМИ информации о фактах коррупции и проверку чиновников при их поступлении на муниципальную/государственную службу.

Значительная доля граждан (39,5%) полагают, что работа сайта http://corrupcii.net эффективна в борьбе с коррупцией в регионе.

Почти столько же (37,5%) отметили предоставление чиновниками сведений о доходах и имуществе.

Такая же доля (37,5%) опрошенных назвали полезным размещение в СМИ социальной рекламы против коррупции.

Треть (33,3%) граждан считают успешной мерой деятельность республиканской Комиссии по противодействию коррупции.

Одинаковое количество опрошенных (31,3%) посчитали эффективными в борьбе с коррупцией следующие меры: антикоррупционные мероприятия в районных учреждениях; проведение круглых столов и семинаров по проблемам коррупции; создание подразделений по профилактике коррупционных проявлений; антикоррупционной экспертиза законодательства региона.

Менее трети (29,2%) жителей назвали эффективной антикоррупционной мерой деятельность комиссий по служебному поведению.

Следует отметить также, что заметная доля (от 25,0% до 47,8%) жителей района считает ту или иную антикоррупционную меру, проводимой в регионе, не эффективной.

Также одной из задач социологического опроса было выявить, знают ли жители о проведении мероприятий антикоррупционной направленности по месту их жительства.

В связи с этим жителям района был задан следующей вопрос: «Какие из перечисленных мер проводятся у Вас в районе?».

По результатам опроса около трети (29,2%) жителей Сарпинского района заявили, что никакие антикоррупционные меры из предложенного списка по месту его проживания не проводятся (см. диаграмму 19).

Треть (33,3%) жителей ответили, что в СМИ распространяют информацию о фактах коррупции.

Менее трети (29,2%) граждан сказали, что у них в районе работает электронный почтовый ящик и телефон доверия.

Более четверти (27,1%) граждан отметили, что чиновники района предоставляют сведения о своих доходах и имуществе.

Менее пятой части (18,8%) жителей знают, что могут обратиться за нужной информацией о борьбе с коррупцией в районе на сайте по противодействию коррупции Аппарата Правительства РК (http://corrupcii.net).

Одинаковое количество граждан (по 12,5%) указали на то, что в данном районе проводятся следующие антикоррупционные меры: проверка чиновников при их поступлении на муниципальную/государственную службу; размещение в СМИ социальной рекламы против коррупции; антикоррупционные мероприятия в районных учреждениях.

Одинаково по шестнадцатой части (6,3%) опрошенных сослались на то, что функционируют республиканская Комиссия по противодействию коррупции и комиссия по служебному поведению.

Каждый двадцать четвертый (4,2%) заявил о деятельности в районе антикоррупционной экспертизы законодательства региона.

Незначительная часть (2,1%) граждан сказали, что в районе проводились круглые столы и семинары по проблемам с коррупцией.

Такое же количество (2,1%) говорили о том, что в районе были созданы подразделения по профилактике коррупционных проявлений.

Следует отметить, что значительная доля (от 37,5% до 68,7%) жителей отметили, что та или иная антикоррупционная мера из указанных в предложенном в списке в данном районе не проводится.

Чтобы выяснить, с кем в действительности население связывает надежду на наиболее эффективную борьбу с коррупцией, респондентам предлагалось указать, к кому они обратятся в том случае, если будут располагать сведениями о коррупции (см. диаграмму 20).

Как показал анализ полученных результатов, наибольшее количество – 35,7% - респондентов не настроены оказывать помощь в борьбе с коррупцией и в случае получения сведений о ней, не станут сообщать никому. Достаточно большой процент опрошенных – почти каждый пятый – 17,9% – просто затруднились указать, к кому бы они обратились при получении подобных сведений. Среди тех, кто предпочтет сообщить о коррупции кому-либо:

— 21,4% - обратятся в правоохранительные органы;

— 8,9% - обратятся в местные органы власти;

— 5,4% - сообщат в средства массовой информации;

— 3,6% - обратятся в правозащитные и иные общественные организации;

— 3,6% - предпочтут обратиться лично к Президенту РФ;

— 0% - намеренных информировать лично Главу РК, не оказалось

В 2013 году в нашем исследовании была поставлены новые задачи: выявить мнение населения об информационной открытости органов государственной и муниципальной власти в качестве важной части демократической политической системы и выяснить уровень удовлетворенности населения степенью информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (см. диаграмму 21).

Как мы видим, абсолютное большинство опрошенных жителей Сарпинского района (89,3%), в разной степени согласны, с тем утверждением, что информационная открытость органов исполнительной власти является важной частью демократической политической системы, при этом большинство из них (71,4%), полностью согласны с этим утверждением. Незначительная часть – 3,6%, в разной степени не согласна с этим утверждением. Каждый четырнадцатый (7,1%) затруднился с ответом.

Согласно полученным данным уровень удовлетворенности информационной открытостью органов государственной власти в Сарпинском районе невысок: только каждый второй (50,0%) опрошенный удовлетворен данным показателем. Четверть (25,0%) опрошенных жителей района не удовлетворены информационной открытостью органов государственной власти в районе. Столько же (25,0%) опрошенных затруднились с ответом (см. диаграмму 22).

III. Личные коррупционные практики граждан

Одной из основных задач исследования было выявление доли столкнувшихся с коррупцией за последний год. Необходимо отметить, что проводя наше исследование, мы опасались за качество полученной информации. Предмет изучения очень чувствителен и касается весьма интимных сторон взаимоотношений граждан и власти. Кроме того, многие знают, что дача взятки – уголовно наказуемое деяние, и далеко не каждый признается в этом, даже в ходе анонимного социологического исследования. Однако наши опасения не подтвердились. Люди, как правило, были искренни и на вопросы, которые порой были эквивалентны показаниям на самого себя в суде, отвечали откровенно. Полученные результаты представлены на диаграмме 23.

По нашим данным, более половины (60,0%) из числа столкнувшихся хотя бы раз в жизни с коррупционной ситуацией, признались, что давали взятку именно в текущем году. Напротив, менее половины (40,0%) жителей из данной группы не сталкивались с проявлениями коррупции за последний год.

Сравнительный анализ данных о доле жителей района, попадавших в коррупционные ситуации за последние 3 года, показал отрицательную динамику (в 2012г. – 32,8%, в 2013г. – 23,2%, в 2014г. – 60,0% от числа столкнувшихся) (см. диаграмму 24). В рамках данного опроса объяснение причин подобного явления не представляется возможным.

Проведенное исследование предусматривало также выявление реального уровня бытовой коррупции врегионе. Респондентам предлагалось назвать, в каких сферах они сталкивались с проявлениями коррупции в ходе решения своих проблем (диаграмма 25).

Выяснилось, что менее половины (44,5%) случаев коррупционных ситуаций, произошедших в текущем году в Сарпинском районе, произошли при получении бесплатной медицинской помощи в больнице, госпитале (лечение, операции и другие услуги). Каждый пятый (22,2%) случай из данной группы произошел в ГИБДД. Каждый девятый (11,1%) – при получении бесплатной медицинской помощи в поликлинике, диспансеризации. Такая же доля случаев (11,1%) приходится на детские дошкольные учреждения (поступление, пребывание и выпуск из детского сада, яслей). Столько же (11,1%) – на контролирующие и разрешительные органы (природонадзор, санэпиднадзор, пожнадзор и т.д.).

Были названы следующие суммы взяток, которые респондентам приходилось давать чиновникам или должностным лицам:

· ГИБДД – 2 случая: 1/ 1.000 руб., 1/ 8.000 руб.

· при получении бесплатной медицинской помощи в поликлинике, диспансеризации – 1 случай: 1/ 1.500 руб.

· при получении бесплатной медицинской помощи в больнице, госпитале (лечение, операции и другие услуги) – 4 случая: 4/ 30.000 руб.

· детские дошкольные учреждения (поступление, пребывание и выпуск из детского сада, яслей) – 1 случай: 1/ 4.000 руб.

· контролирующие и разрешительные органы (природонадзор, санэпиднадзор, пожнадзор и т.д.) был выявлен 1 случай дачи взятки, но респондент не пожелал озвучить сумму взятки

Заключение

В последние годы в Российской Федерации активизировалась деятельность по борьбе с коррупцией. Были сформированы и правовые, и организационные основы противодействия коррупции на федеральном и республиканском уровне.

Cоциологический мониторинг «Комплексное исследование коррупции и разработка рекомендаций по снижению коррупционных рисков в Республике Калмыкия» ранее проводилcя в целях реализации республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия 21 декабря 2012 г. № 513.

С 2014 года исследование проводится в рамках реализации подпрограммы «Противодействие коррупции в Республике Калмыкия на 2014-17 годы» государственной программы «Развитие эффективного государственного управления в Республике Калмыкия на 2013-2017 годы» и согласно Договору на выполнение работ по проведению социологического исследования от «01» октября 2014 г.

Проведенное исследование предусматривало выявление отношения населения к явлению «коррупция», к антикоррупционной политике, выявление реального уровня бытовой коррупции, выявление доли столкнувшихся с проявлениями коррупции. По результатам исследования выяснилось, что население Сарпинского района довольно негативно относится к коррупции.

Как уже отмечалось, большинство жителей Сарпинского района (57,1%) считает, что взяток нужно избегать. Кроме того, значительная часть граждан (41,1%) исключает, что в какой-либо ситуации даст взятку должностному лицу. Помимо этого в этом году в два раза меньше жителей признались, что хотя бы раз в жизни им приходилось давать взятки и, соответственно, больше жителей сказали, что никогда не давали взяток. Отметим также, что подавляющее большинство граждан в разной степени одобряет проведение органами государственной власти антикоррупционных мероприятий.

Однако более трети (35,7%) опрошенных жителей Сарпинского района не настроены оказывать помощь в борьбе с коррупцией и в случае получения сведений о ней не станут сообщать никому.

Также, на наш взгляд, отрицательным моментом является увеличение, по сравнению с прошлым годом, охвата населения Сарпинского района коррупцией: значительно больше доля лиц, лично столкнувшихся с коррупцией за прошедший год (в 2012 году – 32,8%, в 2013 году – 23,2%, в 2014 году – 60,0%).

Вместе с тем, результаты исследования показывают, что неизменными «лидерами» по коррупционным явлениям остаются сферы здравоохранения и ГИБДД. В данных сферах жителям района чаще всего приходится сталкиваться с коррупционными ситуациями.

Следует обратить внимание на то, что население Сарпинского района мало информировано о тех антикоррупционных мероприятиях, что проводится у них в районе.

Все вышеперечисленное, на наш взгляд, представляет интерес, как для органов местного самоуправления, так и для республиканских органов власти.


Возврат к списку